В «Эндшпиле» он начинает говорить — то есть, конечно, петь — как будто бы с середины, продолжая музыкальную фразу: «Всем им кажется, что я...» Да и важно ли, что именно «им» кажется. Важно, что смотрят они всегда, и всегда «жаждут судить каждый мой промах»: хоть в СССР, хоть в Бангкоке. «Не я смотрю изнутри своими глазами на мир, а я смотрю на себя глазами мира, чужими глазами», — сетовал философ Михаил Бахтин.
«Они» проникают даже в ближний круг: «Есть ли кто-нибудь вокруг, кто в этот миг не ищет шанс забрать себе мой триумф, мой взлет и свободу?» — спрашивает он в либретто Алексея Иващенко. У Тима Райса вместо «этого мига» — вся его жизнь.
Можно ли заподозрить в Сергиевском диссидента? Скорее уж наоборот — интеллигента до мозга костей советского, привычно живущего в ситуации, где «им» видны все, где агентом может оказаться кто угодно, но повод это испытать не столько страх, сколько брезгливость. Лишённый возможности — а по мере привыкания ещё и желания — совершить политический жест, Анатолий ретируется внутрь себя и наглухо захлопывает дверь.
Одиночество Сергиевского выливается в постоянную оппозицию «я — они». Сергиевский окружён врагами. Как и Советский Союз. И это Фредди-то после этого — параноик с навязчивыми идеями?
Впрочем, «они» ходят не только за Сергиевским — просто не все это замечают. Флоренс поёт арию «Небо, дай мне сил» наедине с собой — но надеется, что «силы неба» её слышат. В дуэте «Я знаю его» Флоренс и Светлана подслушивают мысли друг друга. Это идеальное взаимопонимание, но это же и нарушение конфиденциальности. «В жизни каждый сам за себя», — поёт Флоренс, и хор отзывается эхом.