Если для англичанина Тима Райса ключевые события зависят всё-таки от людей, то для Иващенко, очевидно, наоборот. Под собою не чуя страны играет Сергиевский, закончивший первый акт гимном стране, которой нет. А может, никогда и не было.
Здесь, а не — как принято — в начале спектакля, находится настоящая экспозиция персонажей, то есть их представление, знакомство с ними. Каждый из наблюдающих за игрой Сергиевского и Виганда имеет куплет для изложения своего кредо. Наконец начинается настоящая шахматная партия, где взгляду полностью открыта доска и все фигуры на ней. Начинается, чтобы закончиться.
Политика, амбиции, бывшая жена и нынешняя возлюбленная проникают из внешней реальности во внутренний мир Анатолия. Даже взойдя на пьедестал, о котором он мечтал в первой арии, он не может избавиться от надоевших ему обстоятельств и чужих фигур. В первом акте мы видели его
в движении бесконечного колеса жизни со стороны, возможно даже — со спины. Несмотря на повторяющееся местоимение «я», он ничего не сообщал о том, как видит себя изнутри.