Если присмотреться к игрокам, то они в самом деле всего лишь люди, не сказать людишки. Сергиевский бросает в Союзе жену и по крайней мере одного ребёнка, уводит девушку у соперника (как ему рекомендует КГБ), которую ничтоже сумняшеся подводит ради собственной победы. Оная девушка легко оставляет человека, с которым бок-о-бок провела семь лет, чтобы с головой окунуться в роман с незнакомцем — и начинает яростно ревновать своего возлюбленного как раз тогда, когда тому не помешала бы поддержка. Брошенный бывший до такой степени не ангел,
что мы не будем тратить на это лишних слов.
И что с того? Дух шахмат дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит. Мелкие душонки эгоистов, «жалких психопатов, тошнотворных и низких»,
"esoterics, paranoids, hysterics who don't pay attention to what goes on around them" («мистиков, параноиков, истериков, которые не обращают внимания на внешний мир») способны на какое-то время стать вместилищем великой и бессмертной игры.
Фредди Трампер — гений, человек, который смог «в одиночку древнейшей игре возвратить реноме». Анатолий Сергиевский — великий шахматист, и это признаёт даже Трампер: «ты первый, кто смог стать лучше меня». Флоренс не просто увлекается шахматами как любитель; она опытный секундант и амбициозный помощник, а ещё,
возможно, человек, который определит будущее игры.
Оправдывает ли их это? Конечно, нет. Утешает ли? Вряд ли. Даёт ли надежду?
В партии этой нет фаворитов. Личные отношения не выдерживают встречи со стихией шахмат. Она, а не политика, правит миром героев, модифицирует их мотивации, подменяет реальность. Она уничтожает их, но только потому, что человек слишком мал, а игра слишком велика. И она всегда продолжается. Поэтому у таких историй — непременно бывает хэппи-энд.