Когда Фредди во время интервью пытается унизить оппонента, он задает ему вопросы о политике и женщинах. Фактически он пытается отказать Сергиевскому в праве на чемпионство, в праве покорить вершину. В праве жить той же страстью, что снедает и его самого, независимо от утраты титула.
Непризнанным гением романтический герой может быть. Но посредственностью — никогда. Возможно, потому-то на русского шахматиста так действует последний аргумент
волшебного помощника: не дай победить посредственности. Не дай превратить наш общий мир (и в этой сцене Фредди наконец признает мир игры, мир шахматной страсти общим для себя и Анатолия) в предсказумо филистерский, где страсти не останется места, а шахматы станут всего-навсего спортивными свершениями.
Игра как страсть, как одержимость не раз и не два оказывалась в центре внимания авторов. Азарт, свойственный игре — будь то карты, рулетка, кости или «однорукие бандиты», — мог быть сугубо отрицательным качеством личности и поводом для сатиры. Но душа игрока оказалась слишком притягательным объектом исследования для тех, кому всепоглощающая страсть казалась важнее ее прагматического смысла.
Сводя с ума своего Германна в «Пиковой даме» Пушкин, возможно, пародировал романтическую мономанию, а Достоевский, бросая в пучину рулетки Алексея Ивановича в «Игроке», иронизировал и над собственной зависимостью от азартных игр. Но сама игра достается обоим не только как средство обогащения или способ добиться любви. Карты или рулетка становятся способом бросить вызов судьбе, причем почти без надежды выиграть. Может быть, поэтому оба героя как нельзя лучше прижились в опере («Пиковая дама» Чайковского и «Игрок» Прокофьева), жанре, где страсти традиционно больше и благороднее людей, которые их испытывают.